Существенные изменения в Земельном кодексе РФ и других законодательных актах

 

С 1 марта 2015 года вступил в силу Федеральный закон № 171-ФЗ от 23.06.2014 «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленный на регулирование вопросов возникновения, прекращения и осуществления прав на земельные участки, а также изменение действующего порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

Основной целью, стоящей перед законодателем, являлось совершенствование действующего порядка предоставления земельных участков из государственной и муниципальной собственности с помощью снижения административных барьеров и упрощения процедуры согласований.

Масштаб изменений существенный: Земельный кодекс РФ  дополнен шестью новыми главами, при значительном изменении или исключении положений действующих статей ЗК РФ. Изменения также внесены в Гражданский кодекс РФ и в ряд иных законодательных актов.

К основным изменениям в Земельном кодексе можно отнести следующие:

  1. Изменен порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а именно, определены особенности приобретения участка на торгах и без проведения торгов, а также за плату и бесплатно.
  2. Предусмотрена возможность обмена земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности. Такой обмен допускается, если земельный участок, находящийся в частной собственности:
  • изымается для государственных или муниципальных нужд;
  • в соответствии с документацией по планировке территории земельный участок предназначен для размещения объекта социальной инфраструктуры, объектов инженерной и транспортной инфраструктур или на нем уже расположены указанные объекты.
  1. Изменен порядок установления сервитутов на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Во введенной в действие статье 39.23 ЗК РФ прямо предусмотрена возможность заключения соглашения об установлении сервитута при размещении линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка.

При этом новая редакция соответствующих положений ГК РФ позволяет устанавливать сервитут по соглашению с законным владельцем земли, а не только с ее собственником.

  1. Установлены случаи использования земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением предоставленных гражданам или юридическим лицам), на основании разрешений уполномоченного органа без прохождения процедуры их предоставления и установления сервитута.
  2. В Гражданский кодекс РФ внесено дополнение в части оснований прекращения права собственности.

Согласно Закону объект незавершенного строительства подлежит отчуждению при прекращении договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, если он был предоставлен застройщику по результатам аукциона или без проведения торгов в целях завершения строительства объекта незавершенного строительства, и строительство этого объекта так и не было завершено.

  1. В Федеральный закон от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» внесено изменение, касающееся распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Теперь органы местного самоуправления поселений, а не муниципальных районов,  получили право распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения.

Изменения, вносимые Законом, также коснулись вопросов порядка образования земельных участков; перераспределения земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности; вопросов передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или собственность субъектов РФ, а также иных сфер. Кроме того, Законом предусмотрены довольно обширные переходные положения, направленные на облегчение процесса внедрения новых правил и процедур.