Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», вступивший в силу с 1 января 2017 г. (за исключением отдельных положений) объединил кадастровый учет недвижимости и государственную регистрацию прав в единую систему учета и регистрации.
Соответственно, действующие ранее федеральные законы о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав утратили силу.
- Создан Единый государственный реестр недвижимости, объединивший сведения, которые содержались в кадастре недвижимости и ЕГРП.
В него включены реестр объектов недвижимости (кадастр), реестр прав, их ограничений и обременений недвижимого имущества, а также реестр границ. Сведения о границах ранее содержались в кадастре недвижимости.
2. Уточнили перечень объектов недвижимости, которые подлежат кадастровому учету и государственной регистрации прав. Согласно новому правилам в кадастр недвижимости должны вносить сведения о машино-местах, едином недвижимом комплексе и предприятии как имущественном комплексе.
Если ранее на кадастровый учет ставилось здание, в котором находилось машино-место и право на него регистрировалось в виде долевой собственности, то теперь машино-места должны учитываться в кадастре и регистрироваться как самостоятельные объекты недвижимости.
Собственник уже зарегистрированного права долевой собственности на машино-место может выделить долю и зарегистрировать право индивидуальной собственности на него.
Зарегистрировать право собственности на предприятие как имущественный комплекс можно только после учета и госрегистрации прав на каждый объект, который входит в его состав, в следующих случаях:
— завершения строительства объектов недвижимости, проектная документация которых предусматривает их эксплуатацию в качестве такого комплекса;
— объединения по заявлению собственника учтенных и зарегистрированных объектов недвижимости, которые расположены на одном земельном участке или связаны физически и (или) технологически.
3. Согласно новому федеральному закону в случае, если сведения об объекте недвижимости отсутствуют в ЕГРН, его кадастровый учет и государственная регистрация прав должны осуществляться одновременно, за исключением случаев, когда кадастровый учет можно провести без государственной регистрации прав и наоборот.
Кадастровый учет и регистрация прав проводятся одновременно в случаях создания объекта недвижимости, образования объекта недвижимости, прекращения существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в реестре.
Есть случаи, когда государственная регистрация прав проводится без одновременного кадастрового учета, например, регистрация перехода права собственности и подтверждение ранее возникших прав.
Определены исключительные случаи, при которых кадастровый учет осуществляется без одновременного проведения регистрации прав на объекты недвижимости, в частности, в следующих случаях:
— создания объекта недвижимости на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, которое представляется органом государственной власти, местного самоуправления или корпорацией «Росатом» в порядке межведомственного взаимодействия.
— прекращения существования объекта, права на который не зарегистрированы в ЕГРН;
— изменение основных характеристик объекта.
- Согласно новым правилам, подать заявление о постановке на государственный кадастровый учет может не любое лицо, как раньше, а только собственник или иной правообладатель, орган государственной власти, местного самоуправления, корпорация «Росатом», выдавшие разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
Новшеством федерального закона является то, что при личном обращении место подачи заявления и документов больше не зависит от места нахождения объекта недвижимости. Иными словами, можно обратиться в любое подразделение Росреестра, орган кадастрового учета или подать документы через любой МФЦ (лично или почтовым отправлением).
- Согласно новым правилам Росреестр самостоятельно запрашивает учредительные документы юридического лица, обратившегося за учетом объекта и государственной регистрацией прав на него. Но организация вправе подать такие документы по своей инициативе.
6. Существенно сокращен общий срок осуществления учета объекта недвижимости в кадастре и государственной регистрации.
При условии подачи документов в Росреестр он составляет:
— 5 рабочих дней — для кадастрового учета;
— 10 рабочих дней — в случае одновременного проведения учета и регистрации прав;
— 7 рабочих дней — для регистрации прав.
Если документы представляются через МФЦ, то сроки проведения кадастрового учета и госрегистрации прав увеличиваются на два рабочих дня.
7. В новом федеральном законе содержится подробный перечень оснований, по которым кадастровый учет и госрегистрация могут быть приостановлены. Этот список значительно увеличен (до 55!).
Перечисленные в новом Законе основания приостановления определили пределы правовой экспертизы, которая осуществляется только на предмет наличия или отсутствия оснований приостановления или отказа в кадастровом учете или государственной регистрации прав.
Если в течение срока приостановления не устранены причины, послужившие основанием для приостановления, в проведении кадастрового учета и (или) регистрации прав будет отказано.
Новый федеральный закон увеличил сроки приостановления государственной регистрации прав. Срок приостановления кадастрового учета не изменился. Сроки приостановления учета объектов и государственной регистрации теперь составляют – три месяца по решению регистратора и шесть месяцев – по инициативе заявителя.
Ранее регистрация прав по решению регистратора могла быть приостановлена на один месяц, а по инициативе заявителя — на три месяца.
- Согласно федеральному закону ответственность за действия (бездействие) при проведении кадастрового учета и регистрации прав распределена между Росреестром и государственным регистратором.
Теперь регистратор несет ответственность за несоответствие внесенных им сведений в ЕГРН тем сведениям, которые содержатся в представленных документах, за необоснованное приостановление и отказ в кадастровом учете или регистрации прав или уклонении от их проведения.
Росреестр несет ответственность за ненадлежащее исполнение своих полномочий, в том числе за утрату и искажение сведений, которые содержатся в ЕГРН, полноту и достоверность предоставляемых сведений, незаконный отказ в кадастровом учете или регистрации прав, установленный вступившим в законную силу решением суда.