Основные изменения в правила государственной регистрации объектов недвижимости за последние годы

Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», вступивший в силу с 1 января 2017 г. (за исключением отдельных положений) объединил кадастровый учет недвижимости и государственную регистрацию прав в единую систему учета и регистрации.

Соответственно, действующие ранее федеральные законы о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав утратили силу.

  1. Создан Единый государственный реестр недвижимости, объединивший сведения, которые содержались в кадастре недвижимости и ЕГРП.

В него включены реестр объектов недвижимости (кадастр), реестр прав, их ограничений и обременений недвижимого имущества, а также реестр границ. Сведения о границах ранее содержались в кадастре недвижимости.

       2. Уточнили перечень объектов недвижимости, которые подлежат кадастровому учету и государственной регистрации прав. Согласно новому правилам в кадастр недвижимости должны вносить сведения о машино-местах, едином недвижимом комплексе и предприятии как имущественном комплексе.

Если ранее на кадастровый учет ставилось здание, в котором находилось машино-место и право на него регистрировалось в виде долевой собственности, то теперь машино-места должны учитываться в кадастре и регистрироваться как самостоятельные объекты недвижимости.

Собственник уже зарегистрированного права долевой собственности на машино-место может выделить долю и зарегистрировать право индивидуальной собственности на него.

Зарегистрировать право собственности на предприятие как имущественный комплекс можно только после учета и госрегистрации прав на каждый объект, который входит в его состав, в следующих случаях:

— завершения строительства объектов недвижимости, проектная документация которых предусматривает их эксплуатацию в качестве такого комплекса;

—  объединения по заявлению собственника учтенных и зарегистрированных объектов недвижимости, которые расположены на одном земельном участке или связаны физически и (или) технологически.

    3. Согласно новому федеральному закону в случае, если сведения об объекте недвижимости отсутствуют в ЕГРН, его кадастровый учет и государственная регистрация прав должны осуществляться одновременно, за исключением случаев, когда кадастровый учет можно провести без государственной регистрации прав и наоборот.

Кадастровый учет и регистрация прав проводятся одновременно в случаях создания объекта недвижимости, образования объекта недвижимости, прекращения существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в реестре.

Есть случаи, когда государственная регистрация прав проводится без одновременного кадастрового учета, например, регистрация перехода права собственности и подтверждение ранее возникших прав.

Определены исключительные случаи, при которых кадастровый учет осуществляется без одновременного проведения регистрации прав на объекты недвижимости, в частности, в следующих случаях:

— создания объекта недвижимости на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, которое представляется органом государственной власти, местного самоуправления или корпорацией «Росатом» в порядке межведомственного взаимодействия.

— прекращения существования объекта, права на который не зарегистрированы в ЕГРН;

— изменение основных характеристик объекта.

  1. Согласно новым правилам, подать заявление о постановке на государственный кадастровый учет может не любое лицо, как раньше, а только собственник или иной правообладатель, орган государственной власти, местного самоуправления, корпорация «Росатом», выдавшие разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.

Новшеством федерального закона является то, что при личном обращении место подачи заявления и документов больше не зависит от места нахождения объекта недвижимости. Иными словами, можно обратиться в любое подразделение Росреестра, орган кадастрового учета или подать документы через любой МФЦ (лично или почтовым отправлением).

  1. Согласно новым правилам Росреестр самостоятельно запрашивает учредительные документы юридического лица, обратившегося за учетом объекта и государственной регистрацией прав на него. Но организация вправе подать такие документы по своей инициативе.

      6. Существенно сокращен общий срок осуществления учета объекта недвижимости в кадастре и государственной регистрации.

При условии подачи документов в Росреестр он составляет:

— 5 рабочих дней — для кадастрового учета;

— 10 рабочих дней — в случае одновременного проведения учета и регистрации прав;

— 7 рабочих дней — для регистрации прав.

Если документы представляются через МФЦ, то сроки проведения кадастрового учета и госрегистрации прав увеличиваются на два рабочих дня.

   7В новом федеральном законе содержится подробный перечень оснований, по которым кадастровый учет и госрегистрация могут быть приостановлены. Этот список значительно увеличен (до 55!).

Перечисленные в новом Законе основания приостановления определили пределы правовой экспертизы, которая осуществляется только на предмет наличия или отсутствия оснований приостановления или отказа в кадастровом учете или государственной регистрации прав.

Если в течение срока приостановления не устранены причины, послужившие основанием для приостановления, в проведении кадастрового учета и (или) регистрации прав будет отказано.

Новый федеральный закон увеличил сроки приостановления государственной регистрации прав. Срок приостановления кадастрового учета не изменился. Сроки приостановления учета объектов и государственной регистрации теперь составляют – три месяца по решению регистратора и шесть месяцев – по инициативе заявителя.

Ранее регистрация прав по решению регистратора могла быть приостановлена на один месяц, а по инициативе заявителя — на три месяца.

  1. Согласно федеральному закону ответственность за действия (бездействие) при проведении кадастрового учета и регистрации прав распределена между Росреестром и государственным регистратором.

Теперь регистратор несет ответственность за несоответствие внесенных им сведений в ЕГРН тем сведениям, которые содержатся в представленных документах, за необоснованное приостановление и отказ в кадастровом учете или регистрации прав или уклонении от их проведения.

Росреестр несет ответственность за ненадлежащее исполнение своих полномочий, в том числе за утрату и искажение сведений, которые содержатся в ЕГРН, полноту и достоверность предоставляемых сведений, незаконный отказ в кадастровом учете или регистрации прав, установленный вступившим в законную силу решением суда.

 

 

 

Оставить комментарий